Спелеологи иркутского клуба «Арабика» в ходе очередной экспедиции в пещеру Охотничья в Иркутском районе обнаружили новый грот, который назвали «Кошкин дом», и галерею. Об этом Телеинформу рассказал руководитель клуба Алексей Трегубов.
Экспедиция проходила в начале января. Она была небольшая по срокам, её инициировали из-за информации, в соответствии с которой в пещере якобы добывали на продажу натёчные образования – сталактиты. Однако в ходе исследования Охотничьей спелеологи сведения эти не подтвердили.
«Хотя стоит отметить, пещера посещается туристами, и это наложило свой след. Есть сломанные сталактиты. Это не фатально, но то здесь, то там видно, что следы вандализма присутствуют, – говорит Алексей Трегубов. – Обычно люди берут части сталактитов на память, отламывают их там, где это возможно. Однако натёчные образования выглядят красиво только в пещере, потому что там 100%-ая влажность, особый свет. Когда сталактит выносишь на улицу, то это просто серый камень, немногие это понимают».
Однако в целом, отмечает руководитель «Арабики», уровень экологического сознания у туристов вырос, хотя многие до сих пор не знакомы с правилами поведения в пещере – куда можно наступать, куда нет, за что можно браться, за что нельзя. «В пещерах бывает белый пол, белые стены. Пока это всё нетронутое, очень красивое, можно любоваться, когда заходит толпа людей, которая не смотрит под ноги, пещера становится неприглядной», – поясняет спелеолог.
По словам Алексея Трегубова, дело усугубляется тем, что Охотничья доступна для посещения, особенно зимой: туда накатали очень хорошую дорогу, любой полноприводный паркетник её запросто проходит. При этом пещера находится на территории Прибайкальского нацпарка, и охранять её должно «Заповедное Прибайкалье». Руководитель «Арабики» отмечает, что специалисты нацпарка стараются выполнять свои функции и привести посещение Охотничьей туристами в более или менее цивилизованное русло, но сил и средств «Заповедного Прибайкалья» не хватает для постоянного контроля.
«Мы даже встретили группу людей, которые рассказали, что двумя неделями ранее они здесь были без разрешения на посещение, нацпрак оштрафовал, но мы снова приехали без разрешения. Они нас спрашивали: есть ли теперь у пещеры инспекторы», – рассказал Алексей Трегубов.
В целом, говорит он, пещера очень интересна и объёмна для изучения с исследовательской точки зрения. В каждую экспедицию спелеологам удаётся открыть что-то новое. Кстати, какая по счёту была нынешняя экспедиция, они вспомнить точно не могут – исследования пещеры проходят часто и регулярно. Однако ровно девять лет назад сюда была организована первая большая совместная спелеологическая экспедиция – в ней участвовали около 30 человек, – а значит, следующий год в изучении пещеры будет юбилейным.
Алексей Трегубов отмечает, что основная часть «сюрпризов» Охотничьей очень труднодоступна, что позволит их сохранить в большей степени, поскольку туда не каждый попадёт. Это справедливо и для тех объектов, которые были открыты в этот раз, – достаточно протяжённой галереи и довольно большого грота. Название «Кошкин дом» было дано ему из-за характерной формы, напоминающей голову кошки.
Охотничья, кстати, не единственная на территории Прибайкальского нацпарка. Есть несколько пещер на Байкале – это плато Ая, посещение которой никак не контролируется, «мечтинские» пещеры (их изучает клуб «Мечта»). Кроме того, на территории нацпарка есть пещера Аргаракан в Качугском районе.
К слову, в этом году «Арабика» планирует продолжить изучение одноимённого плато в Абхазии, которое и дало название иркутскому клубу. «Там много работы, мы стараемся туда выезжать каждое лето. Обычно это большая экспедиция на 30-40 дней, – рассказал спелеолог. – Там сейчас активно исследуем пещеру, она достаточно сложная с большим количеством воды».
В начале весны иркутские спелеологи, скорее всего, отправятся в Бурятию в Орлик. Здесь расположены Окинские пещеры, они мало изучены, при этом обладают большим потенциалом – как научным, так и спелеологическим. Продолжатся исследования и Охотничьей.
В феврале «Арабика» планирует съездить в Бирюсинские пещеры в Красноярском крае, но это скорее будут тренировочный выезд для новичков. По словам Алексея Трегубова, эти пещеры очень интересны для спелеологов первого уровня.